В доме на колесах
Рынок караванинга на Южном Урале: где, что и почем?

С приходом сезона вылазок на природу и поездок к морю мы решили прощупать почву и понять, как на Урале обстоят дела с караванингом.



В доме на колесах. Рынок караванинга на Южном Урале: где, что и почем?
Все свое вожу с собой

Мало кто знает, что такое «караванинг», в то время как за границей этим болеют целые семьи. В Великобритании, к примеру, по пятницам даже пробки из города образуются из поклонников такого вида отдыха. Караванинг — путешествие, связанное с передвижением и проживанием в доме на колесах. Это могут быть как жилые автомобили (автодома), так и жилые прицепы. В доме на колесах есть все необходимое для путешествия с комфортом: душ, плита для приготовления пищи, микроволновка, спальные места с подушками и одеялами, телевизор, компьютер и, если нужно, оборудованная рабочая зона.

Самое интересное, все предпосылки к развитию этого рынка в стране есть: территория наша колоссальная, исторических мест, памятников природы да и просто привлекательных для туристов озер, лесов и прочих ландшафтных красот не пересчитать. И при этом явный недостаток гостиниц, отелей и мотелей — самые привлекательные условия для того, чтобы путешествовать вместе с временным домом. Более того, в недавнем прошлом автотуризм (предтеча караванинга) был в стране ­мегапопулярен. Каждая уважающая себя советская семья ежегодно загружала в машину палатки-спальники-котелки и двигалась к морю. Или к озеру. Кто куда доедет. И еще в пример приведут фильм «Три плюс два» с караванерами в главной роли. Да, все вроде бы так же, как на Западе, но подобные перемещения были и остаются крайне неудобными: езда целый день в сидячем положении, да еще и с непоместившимися в багажник сумками на коленях, холодная еда, отсутствие душа и прочие бытовые неурядицы.

В России первые зачатки караванинга датируются началом двухтысячных годов, а свои обороты это движение начало набирать в 2005 году. Тогда разрозненные любители домов на колесах, преимущественно жители двух главных росиийских столиц — Москвы и Питера — вдруг решили объединиться. Так появился Российский клуб караванеров. На сегодняшний день он насчитывает порядка 2000 участников.

Сначала все лихо закрутилось: у «больных» дорогой появился собственный сайт avtotravel.com, где в форумах можно делиться впечатлениями о путешествиях, совместно прокладывать маршруты или же спрашивать советы бывалых. Летом 2012 года в Санкт-Петербурге прошел международный слет караванеров, на котором были гости со всей страны и из соседней Финляндии, где отдых на колесах в почете. Клуб караванеров даже начал издавать журнал «Автокемпер», который, просуществовав три года, в конечном итоге свернулся. «Мы посчитали, что издавать журнал экономически невыгодно, - объясняет Андрей Лешин. - Всю необходимую информацию караванеры все равно черпают из интернета, активно общаются с теми, кто уже где-то на машине побывал. В Москве раньше проходила выставка Caravanex, которая, к сожалению, тоже перестала существовать из-за того, что не пользовалась большой популярностью. Видите, дома на колесах — все-таки штучный товар на большого любителя. Не стало спонсора — не стало выставки».

Впрочем, определенных результатов клуб, как считает его руководство, за все это время добился. «Если сравнивать с тем, что было, и тем, что стало, то определенные подвижки однозначно есть, но впереди работы как минимум на пять лет, чтобы хоть как-то приблизиться к Западу», - говорит Андрей Лешин, президент Российского клуба караванеров.

Романтика русских дорог

В Челябинске если и есть караванеры, то точное их количество назвать не получится: в Лиге караванеров статистики по географии проживания участников не ведут. В ГИБДД тоже точных данных о количестве зарегистрированных автодомов получить не удастся, так как они регистрируются, как обычные транспортные средства с указанием марки и модели.

Тем не менее на профильных форумах южноуральские владельцы планируют совместные путешествия по местным достопримечательностям, а на сайтах объявлений всегда есть три-пять о продаже автодома или трейлера в Челябинске от частного лица. Словом, сообщество караванеров еще только формируется. И процесс этот займет намного больше времени, чем в центральных регионах.

Причины нашего отставания от Запада лежат в недостаточной развитости инфраструктуры кемпингов, плохих дорогах (самое интересное обычно начинается там, где дороги заканчиваются) и больших расстояниях до той же Европы. К примеру, если челябинская семья соберется летом в отпуск в Италию на машине, то только в ту сторону нужно будет добираться дней пять, обратно столько же. Следовательно, непосредственно на сам отдых останется всего дня четыре. В таком случае проще туда долететь, а там уже взять в аренду автодом, покататься в свое удовольствие, а в Челябинск снова на самолете вернуться. «Если покупать автодома только лишь для поездки на юг, то я не считаю это целесообразным, - считает Андрей Ращектаев, директор компании «Гудзон-Авто». - Сейчас в Краснодарском крае достаточно много парковок, где предлагают в аренду дачи-прицепы. Поэтому проще до них добраться, а там уже путешествовать. Некоторые даже имеют в собственности дачи-прицепы, но оставляют их на стоянке на юге, потому что гнать их в Челябинск просто нет смысла».



«Реализовать свою караванерскую мечту могут не все, да и выбираться за город за короткое челябинское лето будет получаться нечасто, - подхватывает Андрей Передриенко, руководитель отдела продаж автоцентра «Керг». - В Европе огромные территории недешевой земли отведены под кемпинги, у нас только что к озеру Аргази можно подъехать, да и то не везде. В Европе люди цепляют на автодома велосипеды, скутеры, каяки, чтобы на месте можно было хорошо отдохнуть, а у нас за одну ночевку это все могут с машины поснимать».


Что почем в Челябинске


Несмотря на не слишком благоприятную оценку караванинговых перспектив участниками автомобильного рынка, инфраструктура, способная обеспечить развитие этого вида туризма, уже сформировалась. Южноуральцу, вдруг возжелавшему за­иметь собственный дом на колесах или же взять его в аренду, не придется долго искать соответствующие предложения. Причем выбирать придется сразу из нескольких вариантов.

Так, купить микроавтобус, заточенный под караванерские нужды, можно в автоцентре «Керг». Volkswagen California в комплектации Сomfortline имеет подъемную крышу с электроприводом и раскладывающимся наверху тентом, кухню с двухконфорочной газовой плитой и мойкой, холодильник, откидной столик, шкафчики, встроенный инвертор с розеткой 220 – 230 V и автономный отопитель. Цена на такой дом на колесах в среднем составляет 3 200 000 руб., поэтому автомобиль можно смело отнести к премиум-сегменту. И в семье это будет точно не первая машина, а скорее всего, пятая. «За прошлый год мы не продали ни одного микроавтобуса Volkswagen California, а вообще за все время продаж своих покупателей нашла всего дюжина таких автомобилей, — говорит Андрей Передриенко. — Самое интересное, что это лучший показатель по стране: ни один город за это время не продал больше».



Без проблем начинающий караванер может обзавестись и полноценным, пусть и бэушным автодомом — компаний, поставляющих автомобили на заказ из-за рубежа, в Челябинске немало: «Гудзон-Авто», «Ависта», «Лидер-Авто», «ПК-Авто». «Мы уже выполняли такие заказы — возили прицепы-дачи в Краснодар и Санкт-Петербург, — говорит Андрей Ращектаев. — Несколько клиентов из Челябинска тоже интересовались таким транспортом, но до заказа дело так и не дошло. Хотя можем привезти как новые, так и б/у автодома. Из США срок доставки составит 75 дней, из Европы быстрее — до месяца».

В основном автодома и прицепы-дачи ввозят из Германии и США, наиболее популярные в России модели — Adria (Словения)  и Burstner (Германия). Самый большой выбор подержанных кемперов осенью, потому что за границей часто предпочитают не заморачиваться с консервированием до следующего сезона, а просто выставляют их на продажу. Средняя цена на пригнанный под заказ прицеп-трейлер до недавнего времени составляла 550 тыс. руб., на двух‑ или трехлетний кемпер — 1,4 – 2 млн руб. Теперь это удовольствие обойдется клиенту дороже: цены подскочили не только из-за колебаний курса рубля, их росту способствовал и недавний закон, согласно которому машины с классом экологичности ниже Евро‑5 попросту не растаможиваются. Словом, сейчас из-за границы можно привезти только свежего «американца» или «европейца» не ранее 2010 года выпуска.

Еще более бюджетный вариант — перекуп нужного транспорта у своего брата-караванера. Так, на момент написания этой статьи на челябинских сайтах объявлений на продажу было выставлено шесть трейлеров и один автодом. Цены начинаются со 150 тыс. руб. за трейлер и заканчиваются 3,2 млн руб. за Ford Transit Hobby 2008 года.

На Урал добралась и одна из немногих специализированных компаний, сделавших бизнес на караванинге: в соседнем Екатеринбурге работает представительство столичной компании «Яхты на колесах», которая уже более пяти лет продает и сдает в аренду автодома и имеет шесть филиалов по России. Динамика продаж владельцев компании радует: в прошлом году фирмой реализовано 50 единиц техники, тогда как пять лет назад эта цифра была почти в 3,5 раза меньше. Однако это данные по России. За те два года, что работает уральский офис, было продано всего четыре автодома.

Зато в автопарке представительства есть два шестиместных альковных кемпера Adria Coral Sport A 576 DK на базе Fiat Ducato, которые, по заверениям руководства фирмы, сдаются в аренду с большим успехом. Уральские клиенты уже бронируют дома на колесах на лето, чтобы отправиться всей семьей, а то и двумя, в отпуск. «В основном на автодомах уральцы путешествуют по России, — говорит Денис Поваров, заместитель директора компании «Яхты на колесах». — Популярные направления — Сочи, Анапа. Автодом в аренду можно взять минимум на три дня за 8500 руб./сутки. Если брать на срок больше недели, то цена составит 8000, если больше трех недель — 7500».



Бронирование автодома осуществляется путем внесения предоплаты в размере 10 000 руб. наличными или по безналичному расчету. Сумма предоплаты включается в сумму аренды. Для тех, кому лениво тащить из дома кружки-ложки-поварешки, постельные принадлежности, мангал или складные стулья для пикника, компания предлагает взять и эти необходимые вещи в аренду. И могут даже подать автомобиль к подъезду в любой уральский город, правда, за дополнительные 5000 руб. Если умножить сумму аренды в сутки на стандартный двухнедельный отпуск, то получится немаленькая сумма — 112 000 руб. К этому стоит добавить расходы на бензин, еду и развлечения.

Любители такого рода отдыха, не располагающие подобными суммами, зачастую сами устанавливают на цельнометаллический фургон все необходимое оборудование. Получается относительно дешево и сердито. На форумах чаще всего обсуждается вопрос о переделке существующего автомобиля в автодом, например «Газелей», ПАЗиков, ЗИЛов-157, КамАЗов, ГАЗов-66 («шишиги») и «Уралов». Для того чтобы получить в собственность подобный транспорт, совсем необязательно строить его самому: в Челябинске работает фирма «Машцентр», где принимают такие заказы. Однако такие псевдокемперы — вариант для более экстремального, северного караванинга, на случай если захочется уехать в тайгу валить лес и отращивать бороду, на юга на таком переоборудованном транспорте точно не отправишься.



Впрочем, сделать это увлечение более бюджетным можно, купив не автодом, а трейлер, или, как его еще называют, прицеп-дачу. Это, по мнению многих участников рынка, куда более практичное решение: с ним любой автомобиль превращается в дом на колесах. На кемпере же перемещаться, например, по городу совсем уж неудобно: в среднем его длина составляет около 7,5 м, с такими габаритами не везде развернешься и припаркуешься. Впрочем, часть экспертов считает этот вариант, с одной стороны, компромиссным, а с другой — более сложным для рядового клиента. «Прицепы хороши тем, что их можно в любой момент отцепить и где-то оставить, а дальше поехать на машине, — рассуждает Денис Поваров. — Но, во-первых, управлять автодомом удобнее, а, во-вторых, для того чтобы перемещаться с прицепом, нужны права категории Е. Для вождения автодомов достаточно В. В‑третьих, перемещение людей в прицепе запрещено, в автодоме же во время переездов пассажирам можно спокойно спать, читать или даже работать». Выводы профессионала подтверждает и статистика продаж компании: полноценные автодома люди покупают в два раза чаще прицепов.



Кемпер без кемпинга


И сами караванеры, и игроки туристического рынка убеждены: несмотря на рост популярности караванинга в России и на Урале, несмотря на все рекреационные ресурсы региона, в ближайшее время Южному Уралу не стать объектом притяжения туристов на кемперах. Одной из главных причин этого является полное отсутствие оборудованных кемпингов. Оборудованных в полном смысле этого слова, где можно остановиться на несколько дней, не беспокоясь за сохранность имущества, с возможностью подзарядиться, пополнить запасы питьевой воды и подготовить автомобиль к дальнейшему путешествию.

«На Урале достаточно много интересных объектов, которые можно показать туристам, однако к части из них трудно добраться и на обычной машине, что уж говорить об автодоме, — замечает менеджер по внутреннему туризму челябинской туристической компании «Спутник» Елена Колесникова. — Есть палаточные лагеря и стационарные стоянки, где в принципе готовы принимать автодома, но здесь возникает вопрос обслуживания, и именно это является основной проблемой. Если говорить о перспективе развития автокемпингов, то, думаю, в ближайшие годы область пока не будет готова ничего предложить караванерам, хотя мы бы с удовольствием поучаствовали в подобных проектах».

Кемпингам в России вообще сложно выживать: у нас нет такого потока туристов, как в Европе, да и сезоны отпусков короче. «В России плохо развита инфраструктура, — говорит Андрей Лешин. — В южных регионах ситуация несколько лучше, но все равно оборудованных и безопасных кемпингов, как в Европе или Америке, у нас недостаточно». Всего, по данным Российского клуба караванеров, в России наберется штук 80 полноценных кемпингов западного типа, приспособленных именно под нужды путешественников на автодомах. Однако, как показывает практика, дело не только в турпотоках и климате: было бы желание, а организовать кемпинг, который станет известным на всю страну, можно практически в любом регионе России. Во всяком случае, под боком, в Свердловской области, работает кемпинг «Медвежий камень», входящий в топ-10 лучших российских пристанищ автокараванов.

Словом, для того чтобы внести Южный Урал на карты маршрутов российских караванеров, надо немного — энтузиаста, загоревшегося идеей. И появиться он может скорее, чем кажется: этим летом Российский клуб караванеров планирует провести всероссийский фестиваль уличного кино, который, по подсчетам организаторов, должен собрать 14 000 зрителей. Это будет первый в мире проект, в рамках которого кинокараван отправится в путешествие через 15 городов России. В том числе организаторы планируют заглянуть и в Челябинск. В ходе поездки кроме, собственно, самого кинопоказа будут проводиться пресс-конференции, встречи с автолюбителями, общественными деятелями и блогерами. И кто знает, может, это событие станет импульсом для каких-либо подвижек в караванерском движении Урала.


0 Комментариев

    Ваше имя:


    Введите текст с картинки:


    сменить текст

    Правила комментирования